• Статьи
  • 16 Ноября 2018 16.11.2018

Как виртуальный шопинг сделал Counter-Strike: Global Offensive самым популярным киберспортивным шутером нашего времени

CS:GO — одна из главных киберспортивных игр современности, только за 2017 год в дисциплине было разыграно почти $20 млн. Тысячи игроков сражаются за призы на сотнях турниров. И главное, почему это стало возможным — появление в CS:GO скинов.

Не все знают, что Counter-Strike: Global Offensive начинался как порт CS: Source на консоли Xbox 360 и PS3. Им занималась студия Hidden Path, с которой Valve периодически сотрудничала. Позднее разработчики Half-Life задумались, что из этого можно сделать отдельную игру, и так появилась CS:GO. Идея о переносе CS на консоли никуда не делась, во время разработки создатели даже думали столкнуть пользователей с разных платформ, но перед выходом отказались от этой идеи.

Когда игра вышла, её приняли плохо. Пользователи жаловались на плохие карты, на проблемы с перемещением, им не нравился новый интерфейс, а также изменения экономики, оружия и системы попаданий. Наконец, CS:GO требовала более современных компьютеров, чем CS 1.6. К сожалению, невозможно точно сказать, какие претензии были по делу, а какие возникли просто потому, что игроки были консервативны и не хотели уходить с так любимой ими Counter-Strike 1.6.

Скорее всего, какие-то проблемы точно существовали и были связаны с тем, что игру разрабатывали сразу на несколько платформ — например, интерфейс для покупки был сделан в виде круга, что многим казалось непривычным. В первый год после выхода CS:GO среднее ежедневное количество игроков составляло 15–20 тыс. Даже в CS:Source, которую не очень любили, заходили чаще.

Всё изменилось в августе 2013 года, когда в CS:GO добавили скины. В обновлении Arms Deal разработчики игры добавили больше 100 вариантов того, как могло выглядеть то или иное оружие. При этом раскраски для стволов имели не только визуальную ценность. Они все стоили настоящих денег на торговой площадке Steam. Да, официально их нельзя оттуда вывести, зато, продав их, можно купить другие игры или предметы. Теперь у каждого был шанс получить дорогой предмет — получается, можно было заработать денег, просто играя в CS:GO. Шанс получить что-то стоящее не был таким уж большим, но его было достаточно, чтобы замотивировать азартных до лута игроков.

Разработчики Counter-Strike хорошо предсказали нынешний тренд. Сейчас игры соревнуются за внимание пользователей и пытаются привлечь их не только самим процессом, но и дополнительными элементами. Они «заставляют» игрока заходить как можно чаще с помощью ежедневных квестов, бонусов, наград за логин и систем опыта. В случае с CS пользователи каждую неделю могли получить какой-нибудь предмет или ящик. Скорее всего, для некоторых это стало аргументом в пользу того, чтобы по вечерам всё чаще запускать CS:GO вместо 1.6.

Скины ввели в игру условную систему прогресса помимо ранга. Если у тебя есть дорогой предмет, то ты, скорее всего, серьёзно относишься к Counter-Strike и много времени провёл в ней. Конечно, тебе могло просто повезти в первом же ящике, или у тебя много денег, и в CS ты и ста часов не провёл. Но остальным об этом знать не обязательно.

Наконец, эти предметы сами по себе были хорошим способом для маркетинга. Бесконечные видео с открытием кейсов, истории про то, как игрок поднялся с экземпляра за 20 рублей до ножа, рассказы про очень редкие дропы — всё это так или иначе привлекало новую аудиторию. И сейчас в CS:GO в среднем заходят 250–300 тыс. человек каждый день.

Скины повлияли не только на популярность самой игры — они помогли вырасти её киберспортивной части. То, что они стоили денег, позволило использовать их для ставок. Вокруг Counter-Strike: Global Offensive быстро возникла масса сервисов и сайтов, как добросовестных, так и не очень. Они предлагали игрокам поставить предметы на исход того или иного матча, как на крупных турнирах, так и на небольших чемпионатах. А ведь если ты поставил на какой-то матч, то вероятность того, что ты будешь смотреть матч, намного выше, даже если это какие-то команды второго дивизиона. Таким образом увеличивалась аудитория небольших турниров. Кроме того, многие сайты спонсировали киберспортсменов, чемпионаты, стримеров, авторов каналов на YouTube, что увеличивало количество денег на сцене и делало карьеру в CS:GO привлекательнее. Некоторые ресурсы не ограничивались киберспортивными ставками и открывали целые виртуальные казино.

Но скины влияли не только на количество зрителей небольших турниров. В конце 2013 года Valve провела первый мейджор, собственный турнир с призовым фондом в $250 тыс. Зрители турнира на Twitch и в GOTV могли получить сувениры — кейсы со предметами, которые могли стоить неплохих денег. Разумеется, это увеличило количество зрителей, ведь все любят получить что-нибудь просто так. И дальше до 2018 года количество зрителей только росло.

В свою очередь турниры с огромным количеством просмотров легко «продать» спонсорам, которые раздумывают над вложением в индустрию. Пользователи, которые слышат про рекордные цифры на турнирах, тоже могут заинтересоваться. Общая привлекательность команды в CS:GO повышается.

Наконец, во время мейджоров игроки могли приобрести стикеры с подписями участников, которые можно клеить на предметы. Таким образом для фанатов открывались новые возможности по кастомизации любимых айтемов. Например, AWP Dragon Lore с кучей стикеров KennyS или GuardiaN привлекает внимание и даёт понять окружающим, что владелец следит за киберспортом. Это также позволяет фанатам ещё лучше показать, за кого они болеют — а они любят такое. Процент с продаж стикеров доставался самим игрокам и командам, а значит на сцене стало больше возможностей заработать.

Сейчас скины уже не вызывают прежнего ажиотажа. Разработчикам Steam надоели жалобы в поддержку на то, что у игроков украли скины, и требования вернуть предметы. Поэтому для того, чтобы пользователей было сложнее обмануть, они ввели серию ограничений вроде требования аутентификатора на телефоне. Если не пользоваться им, то обмен и продажа скинов значительно задерживается. Некоторые нововведения усложняли жизнь тем, кто активно обменивался предметами.

Кроме того, некоторые сайты с рулетками обманывали пользователей, давая им меньшие шансы на победу. Поэтому Valve начала бороться с ними — запрещать использовать ботов в Steam и подавать в суд на создателей. Недобросовестные сайты стали закрываться, и возможностей как-то использовать скины стало меньше. Поэтому постепенно интерес к обмену и ставкам стал уменьшаться, и сейчас они не так сильно влияют на аудиторию. Однако скины, безусловно, выполнили свою первостепенную задачу — CS:GO уже давно справилась с последствиями сложного старта и опередила остальные игры серии.

Конечно, всё это время Counter-Strike: Global Offensive жил не одними скинами. Разработчики много работали над игрой, выпускали новые патчи, исправляли проблемы, переносили карты. В CS:GO постепенно переходило всё больше ветеранов, как простых игроков, так и киберспортсменов. Они в свою очередь тянули за собой остальную аудиторию — фанатов, тиммейтов, друзей. Новая игра в серии Counter-Strike выросла бы в любом случае, но без скинов таких высот она бы вряд ли когда-то достигла.

Кстати, феномен скинов постепенно перерос виртуальный мир и вовсю захватывает реальность! Например, геймерская карта Почта Банка, идеально подходящая для любых покупок в Steam, выпускается в уникальном вертикальном дизайне. И обладать таким предметом куда круче, чем обычными скучными картами.

 

Материал предоставлен Федерацией Компьютерного Спорта специально для проекта "Cyberlab" при поддержке Почта Банк.
Узнайте больше о специальных предложениях Почта Банк для геймеров.

Материалы по этой теме

Статьи

Как монетизируют контент российские стримеры — статистика

Статьи

Стильные и киберспортивные: зачем профессиональным игрокам следить за собой?

Статьи

Astralis задала вектор развития CS — почему важна синергия между организацией и игроками?

Статьи

NVIDIA подготовила технологию, которая избавит от хромакеев на стриме

Статьи

Молодежные академии в киберспорте

Статьи

Геймеры со средним доходом больше других тратят деньги на игры и стримы

Статьи

Какие языки нужно знать, чтобы сделать киберспортивную карьеру?

Статьи

Свой аналог OBS и ненавязчивая реклама — Twitch рассказала о ближайших нововведениях

Статьи

Доходы российских стримеров выросли на 63% за год

Статьи

Дарим игровую видеокарту nVidia GeForce RTX2070